top of page

Чтобы предложенная индийским МИД стратегия принесла успех, необходимо покончить с маргинализацией цы


Руководитель индийского МИД Сушма Сварадж обратилась к цыганской общине всех стран со следующим посланием: «Вы - сыны Индии, которые мигрировали и жили в сложных условиях в чужих краях в течение многих столетий, тем не менее, вы поддерживали вашу индийскую идентичность. Мощная 20-миллионная община цыган живет более чем в 30 странах Западной Азии, Европы, Америки и Австралии, и все это - потомки наших соотечественников» (1).


Затем в Нью-Дели состоялась международная конференция и фестиваль цыганской культуры с участием С. Сварадж, где ещё раз была подтверждена готовность индийских властей признать цыган частью индийской диаспоры. В ходе конференции многие делегаты выразили поддержку словам С. Сварадж, говорили о необходимости консолидации, и признания культурных прав цыганской диаспоры всех стран (2).


В ближайшем будущем в Индии появится специальное научно-экспертное учреждение, которое займётся изучением истории цыган, их языка и культуры, и разработает концепцию взаимодействия Индии со своими соотечественниками за рубежом. Также будет рассмотрен вопрос о придании соответствующего юридического статуса зарубежным цыганам.


Отныне фестивали цыганской культуры планируется проводить раз в два года. Будет издан словарь хинди и цыганского языка. Цыганский язык может быть введён в программу школьного и университетского образования (2).


Столь нестандартный ход индийского руководства связан, вероятно, с растущими геополитическими, экономическими и культурными амбициями Индии. Центр геополитической и геоэкономической тяжести неумолимо смещается из Европы и США в Азиатско-Тихоокеанский регион, где за пальму первенства готовы соперничать Китай и Индия.


Большим культурным, политическим и экономическим ресурсом для Пекина являются т.н. хуацяо – зарубежные китайцы, которых, по разным данным, насчитывается от 50 до 70 млн. Они проживают в более чем 150 странах мира (3).


По китайской традиции, зарубежные китайцы остаются согражданами китайцев в КНР, вплетённым в концепцию трёх Китаев – Китай – государство (КНР), Китай-остров (Тайвань) и Китай-диаспора (хуацяо) (4). Хуацяо экономически очень активны, и служат мягкой силой, с помощью которой влияние Пекина увеличивается во многих странах мира.


Индия – соперник Китая. У этих государств разное видение будущего пути развития АТР. Наблюдается негласное противостояние Пекина и Нью-Дели в Афганистане: каждый из них пытается закрепиться в этой стране, одновременно, потеснив своего оппонента. В стремлении ослабить китайское влияние отмечены попытки сближения Индии с Вашингтоном.


В отличие от Пекина, Нью-Дели не располагает многомиллионной диаспорой, одновременно, в Европе, Америке, Австралии, Африке и Азии. Поэтому взор индийского МИД обратился на цыган.


Пока окончательно не ясно, каким конкретно образом Индия собирается усиливать через цыганскую диаспору своё присутствие за рубежом. Плюсом является то, что цыгане имеются практически во всех странах, и среди них есть такие заметные фигуры, как Хоакин Кортес из Испании (представитель цыган в ЕС), Рональд Ли (цыганский писатель в Канаде), Тони Гатлиф (французский кинорежиссёр цыганского происхождения), и др.


Очевидно, что в своей цыганской политике Нью-Дели будет опираться на таких знаменитостей. Это усилит политическое и культурное присутствие Индии за рубежом. Сейчас создаются электронные цыганские СМИ с целью организовать социально активных цыган в сетевое сообщество, с опорой на которое Индия могла бы дальше продвигать свои интересы.


Пример, как сделать политический ход цыганской картой, продемонстрировала Болгария, где проживает 353 тыс. цыган. В стране учреждены Демократический союз «Рома», Движение за социальное и культурное развитие цыган, Объединённый ромский союз и т.д.


Парламентские выборы 2014 г. в Болгарии показали, что более половины цыган, имевших право голоса, поддержали партии левого толка. В левой идеологии цыган привлекают лозунги о мощной социальной поддержке малоимущих слоёв населения и многодетных семей.


Болгарские левые рассматривали цыган, как свой электоральный ресурс, и заключили с диаспорой негласный договор о поддержке в обмен на финансовое вспомоществование.


Чтобы предложенная индийским МИД стратегия принесла успех, необходимо покончить с маргинализацией цыганской диаспоры. Сделать это будет непросто. Присутствие цыган в политике или экономике стран пребывания, пропорционально от их численности, крайне мало. Так же мизерно их присутствие в культуре, хотя именно в этой сфере они могли бы проявить себя более полно.


Нью-Дели придётся опираться на малочисленные наиболее активные ресурсы среди диаспоры, делая акцент больше на культуру, чем на политику. Здесь время само работает на Индию.


Нельзя не отметить рост популярности индийской культуры на Западе, и в России, в т.ч. Индийские ярмарки, религиозные и философские практики индуизма, йога – всё это находит свою нишу и в европейской, и в американской, и в российской действительности.

Непререкаемых ранее авторитетов западной рациональной философии теснят религиозные индийские мыслители (Свами Вивекананда, Кришнамурти, Свами Сарадананда, и т.д.). Популяризации работ таких мыслителей способствует причастность индийской культуры не только к индуизму, но и к буддизму. Буддизм не занимает в Индии лидирующих позиций, но влияние на него индийской культуры неоспоримо.


Так, индийская религиозно-философская мысль заходит на Запад с двух направлений: индуизмом и буддизмом. Учитывая, что буддизм покоряет всё больше западных умов, уставших от сухой практичности германской, французской или английской философии, вместе с буддизмом туда же проникает индийское влияние.


Цыганская культура сохранила определенные связи с индуизмом, но большинство цыган исповедуют господствующую религию страны проживания (чаще всего, христианство и ислам, в пользу первого).


Нет сомнений, что работа с цыганской диаспорой поставлена индийским руководством на долгосрочную основу. О том, какие результаты это принесёт, говорить рано, но нельзя не отметить, что данная стратегия не лишена потенциала.



1) http://news.am/rus/news/314396.html


2)http://timesofindia.indiatimes.com/nri/Call-to-recognize-Romas-as-Indian-diaspora/articleshow/50999163.cms


3) http://dergachev.ru/geop_events/240415.html#.VtZSr3vENv4


4) http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/Big-China/index.html




* Владислав Гулевич е украински политолог, външнополитически анализатор и журналист, който живее и работи в Русия. Статията е публикувана за първи път на 2 март 2016 г. със заглавие "Цыгане: индийские соотечественники" в сп. "Международная жизнь" - издание на Министерството на външните работи на Руската федерация.

bottom of page